Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Селивёрстова А.С.
Конспект занятий в детском саду
Все чаще в дошкольное учреждение поступают дети с недостаточно развитой речью. В чем же причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов. Эта тема значимая и актуальная в настоящее время. В процессе развития мелкой моторики рук и овладения пальчиковыми играми развивается речь детей. У малышей формируются мышление, память, воображение, внимание.

Движение пальцев и кистей ребенка имеют особое, развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было еще во 2-м веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры, упражнения, задания с участием рук, приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. В России появилось большое количество игр, упражнений по развитию мелкой моторики.

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: “Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией”.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, “есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга”.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что “истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться речь и психические процессы (память, мышление, воображение, внимание).

Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша. Пальчиковые куклы могут быть как деревянными, так и мягкими тканевыми. Благодаря такому нехитрому театральному реквизиту, можно не только устроить кукольный спектакль в домашних условиях с участием вашего малыша, но и отлично потренировать маленькие пальчики.

  Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи замечена детскими психологами давно. Один из эффективных способов развития мелкой моторики – упражнения для развития пальчиков или пальчиковая гимнастика. Ребенок вместе со взрослым проговаривает короткие стишки, сопровождая каждую фразу движениями пальчиков. Такие упражнения усиливают согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, эмоциональной выразительности, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. Самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Немаловажным фактором, важным для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. В некотором смысле, рифма является средством успокоения и утешения для маленького ребенка. Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь выразительной.

Однако игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких.

Ведь проведение таких игр подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания. Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Примеры пальчиковых игр приведены в Приложении 1.

Разучивать пальчиковые игры для развития речи следует поэтапно:

1. Сначала взрослый должен продемонстрировать предстоящую игру малышу.

2. Взрослый знакомит малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками ребенка.

3. Теперь малыш и взрослый могут выполнять движения игры одновременно, но за взрослым остается проговаривание текста.

4. На этом этапе пальчиковой игры для развития речи малыш должен выполнять движения сам, а взрослый только проговаривает текст. Но, если маленькому человечку вдруг понадобится помощь, он должен обязательно ее получить.

5. Теперь уже ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает стишок, а задача взрослого – подсказать малышу и помочь.

Если придерживаться такой схемы, то достижение результатов будет наилучшим.

Рекомендации по пальчиковым играм.

Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • если в задуманной игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;
  • для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому “побегать” своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать;
  • для успеха мероприятия следует проводить игру с выразительной мимикой;
  • чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;
  • для начала лучше остановиться на двух – трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;
  • чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого. Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей старше 4–5 лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.

Тренировать пальцы рук следует начинать с самого раннего возраста, так как у грудного ребенка на самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребенка.

Речь ребенка необходимо развивать в комплексе: много и активно с ним общаться в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – это движения всей рукой и всем телом.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застегивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень, игры с карандашами ит.д. Малышам интересно закручивать и раскручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти. Во время игр, направленных на развитие мелкой моторики, задача взрослого состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. Развивая мелкую моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. Важно отметить, что хорошим помощником для развития мелкой моторики у детей станут разнообразные развивающие игрушки, многие из которых родители в состоянии изготовить самостоятельно.

Проанализируем различные игрушки, предлагаемые современным рынком детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Приложение 2.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в семье и детском саду посредством исследовательской деятельности
Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мотивационной готовности к деятельности на основе лоскутной терапии
Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой с использованием приемов ТРИЗ
Проект "Искусство жить с детьми"
Роль музыкальности у детей с особыми образовательными потребностями в процессе их социализации
Методическая работа в детском саду по организации новой образовательной практики "Обновление и самообразование"
| развитие | развитие ребенка | мелки | мельче | моторики | мелкая моторика | cвоими руками | из рук в руки | детей | дитя | пораньше | раннее | возраста | возраст ребенка | Как | Один | методов | методы исследования | развития | речи | части речи | детский | детский сад | Страничка психолога | Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста как один из методов развития речи Детский сад
Реклама:

Распечатать Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста как один из методов развития речи. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста как один из методов развития речи. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста как один из методов развития речи. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78