Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Абрамушкина Л.В.
Конспект занятий в детском саду
Интегрированные циклы – занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга, многократно усиливают познавательный эффект. На практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность. Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента считаю наиболее оптимальным.

В новой редакции Основной Общеобразовательной Программы дошкольного образования обозначена устойчивая тенденция познавательного музыкального образования детей дошкольного возраста.

Одна из принципиальных позиций Программы – взаимосвязь эстетического (музыкального) и интеллектуального развития ребенка, то есть проникновение (интеграция) музыки в другие образовательные области обучения. Авторы Программы выделяют специальный вид деятельности – музыкально-образовательную деятельность, которая целенаправленно решает задачу развития музыкального воспитания через интеллектуальный (развивающий) компонент.

Новые Федеральные Государственные Требования к дошкольному образованию в части развивающего компонента особенно актуальны для меня и моих коллег, так как приоритетным направлением нашего ДОУ является интеллектуально-творческое развитие дошкольников.

В нашем ДОУ работа в образовательной области «Музыка» уже много лет ведется с приоритетом классического искусства («Музыкальные шедевры» О.Радыновой, «Синтез» К.Тарасовой).

Суть работы по музыкальному воспитанию состояла в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы в развитии интеллектуальных и эмоциональных качеств ребенка.

Общность музыки и других видов искусства я соотносила в работе с дошкольниками очень осторожно, в наиболее существенных тенденциях развития средств выразительности каждого вида искусства (см. Приложение 2). В таблице даны основные сравнительные средства выразительности, присущие в равной мере музыке, живописи и литературе.

По этой аналогии я проследила взаимосвязь музыки с другими образовательными областями, и путем интеграции стараюсь наиболее широко использовать положительное влияние музыкального искусства на развитие ребенка в целом и его интеллектуального компонента в частности.

Современные педагоги-психологи в своих исследованиях также единодушны: эффект положительного воздействия музыки и других видов искусства на формирование интеллекта человека несомненен, в особенности, если это искусство классическое (учеными абсолютно доказано существование всемирно известного уникального «эффекта Моцарта», многократно повышающего работоспособность головного мозга).

Результаты работы полностью оправдали наши ожидания: благодаря многогранному познанию классического искусства наши дети стали эстетически воспитаны, эмоционально стабильны и, что особенно важно, позитивно настроены к общению с окружающим их миром.

Используя специальные термины Основной Образовательной Программы, выпускники нашего ДОУ приобрели такие интегративные качества как «Эмоционально отзывчивый», «Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением, соблюдая общепринятые нормы и правила».

Но самый главный положительный итог был сделан на основании аналитических исследований, проведенных несколько позже совместно с учителями начальных классов школ нашего города: бывшие выпускники нашего ДОУ, занимающиеся в группе искусства, показывают гораздо более высокий уровень успеваемости в начальной школе.

img1.gif (18385 bytes)

Вывод однозначен: целенаправленная интегративная работа в образовательных областях художественно-эстетического направления повысила интеллектуальные способности наших воспитанников.

Учитывая высокие интеллектуальные достижения воспитанников нашего ДОУ и рекомендации учителей города, я сочла необходимым скорректировать свою работу в сторону интеллектуальной составляющей и посредством формирования музыкального мышления активизировать их интеллектуально-творческие способности.

В данный момент в образовательной области «Музыка» я изучаю перспективное направление по формированию музыкально-интеллектуальной культуры посредством активизации музыкального мышления с интенсивной интеграцией в образовательные области «Физическое воспитание», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». В результате анализа интегративных связей определены основные цели, задачи и направления разработки и реализации данной темы.

Цель: активизация интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством музыкального восприятия – мышления.

Задачи:

  • Формировать музыкальное мышление детей, используя разнообразие музыкальных образов.
  • Дать детям знания о музыке и ее особенностях (средства музыкальной выразительности, жанры, способы музыкального исполнительства).
  • Способствовать овладению необходимым словарным запасом для характеристики музыкальных произведений.
  • Формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины.
  • Направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-интеллектуального сознания (чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочное отношение).

Основные направления работы по формированию музыкального мышления дошкольников:

1. Изучение физиологического аспекта (воздействие музыки на эмоциональное состояние ребенка, активизация тактильных ощущений – пальчиковые игры).
2. Взаимосвязь музыки с другими образовательными областями.
3. Практические методы активизации интеллектуально-творческого развития (музыкальное творчество, музыкально-интеллектуальные и дидактические игры).

Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга, и, как следствие, многократно усиливают познавательный эффект.

По личному опыту могу сказать, что на практике наиболее эффективно активизируют музыкальное мышление и общую интеллектуальную деятельность дошкольников дидактические игры и самостоятельная музыкальная импровизационная деятельность дошкольников. Именно, действуя практически и самостоятельно, ребенок получает уникальную возможность самому принять решение, придумать и воплотить свой творческий замысел в конкретной музыкальной форме.

Подобный подход в работе по формированию развивающего компонента посредством максимальной интеграции музыки в другие образовательные области считаю наиболее оптимальным.

«Умные нотки» (интегрированное занятие-развлечениедля детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1)

Королева Музыка и ее соседи –  Поэт и Художник

Выступление Умных Ноток

Детский оркестр исполняет Калинку

Вальс-импровизация

Учимся определять ритм

Отгадываем ритмическую загадку




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Мысли вслух об управлении…"
Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Педагогическая мастерская. Освоение детьми дошкольного возраста позиции субъекта детской трудовой деятельности. "Труд взрослых в жизни дошкольников"
Спортивно-музыкальный праздник "Будем в армии служить"
| опыт | работа без опыта работы | вакансии работа | музыкальное | музыкальная школа | мышление | развитие мышления | Как | активный | активно | процесс | исторический процесс | познания | методы познания | интеллектуально | интеллектуальный | творческого | творческое развитие | развития | развитие ребенка | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Опыт работы Музыкальное мышление как активный процесс познания и интеллектуально творческого развития дошкольников Детский сад
Реклама:

Распечатать Опыт работы "Музыкальное мышление как активный процесс познания и интеллектуально-творческого развития дошкольников". Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Опыт работы "Музыкальное мышление как активный процесс познания и интеллектуально-творческого развития дошкольников". Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Опыт работы "Музыкальное мышление как активный процесс познания и интеллектуально-творческого развития дошкольников". Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78