![]() |
|
![]() |
Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
Маранцева Любовь Васильевна
Высшая Квалификационная категорияПедагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
|
![]() |
|
|
Я – воспитатель. Это удивительная профессия, ассоциирующаяся с добротой, вниманием, заботой. Она дает мне возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. Я думаю, что задача воспитателя – осторожно входя в этот мир, помочь каждому ребенку максимально раскрыться. Тема “Внедрение в практику работы системы игр, направленных на развитие познавательных функций и умственных способностей” выбрана мной в связи с тем, что к моменту окончания детского сада мы должны помочь каждому ребенку набрать определенный потенциал и достичь соответствующих показателей своего интеллектуального развития: познавательных функций и умственных способностей. В своей профессиональной деятельности педагог должен уметь наблюдать за ребенком и на основе наблюдения находить эффективные приемы взаимодействия с ним, обеспечивающие развитие. В этом смысле мне повезло, т.к. по первому образованию я – воспитатель, а по второму – педагог-психолог. Я понимаю, что в нашей профессии сложно открыть что-то новое, поэтому я считаю, что каждый педагог формирует свой профессиональный почерк в процессе отбора методов, приемов и технологий взаимодействия с детьми. Ориентируясь на принципы развивающего обучения и деятельную модель его организации, в качестве инновационного продукта я предлагаю алгоритм организации взаимодействия с детьми. Данный алгоритм построен на основе системы развивающих игр Леонида Абрамовича Венгера по освоению действий игрового замещения и наглядного моделирования и модели ступенчатой интеграции Дианы Ивановны Воробьевой. На основе данного алгоритма может быть выстроено как отдельное занятие, так и длительное взаимодействие с детьми. Что я имею ввиду под показателями развития умственных способностей, прежде всего это – способность ставить цель (мотивировать свою деятельность), способность планировать и предвидеть результат своих действий, способность поддерживать беседу на определенную тему и рассуждать, применение заместителей и наглядных моделей, использование условных обозначений, использование чертежей, использование схематических рисунков. Это то, что необходимо любому ребенку, как в его дошкольной жизни в разных видах деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой, так и школьнику. Трудно представить себе успешного ученика, который не понимает, зачем он учиться, не может спланировать свою деятельность, задать вопрос, не может оперировать знаками и символами. Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Исследования показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действий замещения и наглядного моделирования. Наблюдая за детьми своей группы, как предыдущего выпуска, так и тех которые у меня сейчас я обратила внимание на то, что дети с большим интересом включаются в игры, основанные на наглядном моделировании и замещении. Изучив литературу по данному вопросу, я выбрала систему игр Л.А. Венгера. Игры систематизируются по своей направленности: игры на обозначение предметов, игры на анализ строения предметов, игры на выделение пространственных отношений, игры на создание новых образов, игры на использование логических отношений. Взятые мной игры и упражнения могут быть представлены детям каждой возрастной группы без предварительного обучения. Способствуют интеграции в любых образовательных областях и могут быть включены в любую тему. Возможно использование, как в совместной, так и самостоятельной деятельности. Для того, чтобы выбор игр был более целенаправленным, я провела анализ их влияния на высшие психические функции в соответствии с приведенной таблицей (табл.1) <Табл. 1>
Изучение показало, что каждая игра имеет полифункциональную направленность и может быть использована многократно с установлением акцента на разные стороны развития, как познавательных функций, так и умственных способностей. Данная аналитическая таблица сделана на все возрастные группы и помогает в планировании воспитательно-образовательной работы с детьми, с учетом задач развития. Для того, чтобы реализовать разработанный алгоритм, я определила какие требования нужно предъявить к педагогу для реализации поставленных задач:
И сейчас я попытаюсь раскрыть суть алгоритма. Первый этап. Сбор внимания. На этом этапе важно найти приемы для сбора внимания:
Кроме всего прочего на этом этапе мы формируем мотивы для дальнейшей деятельности. После того, как мы собрали внимание и определили мотив по которому мы будем действовать мы переходим к практической деятельности с объектом или предметом, которая строится из трех блоков, которые могут использоваться как автономно, так и в комплексе. <Рисунок 1> Второй этап. Организация практической деятельности. Исследовательские действия – при помощи включения всех анализаторов ребенок получает возможность создать целостный образ объекта или явления и зафиксировать его при помощи наглядного моделирования. <Рисунок 2> При этом модель ступенчатой интеграции Д.И. Воробьевой – “увидеть, услышать, озвучить, обыграть” (табл.2) – обеспечивает получение полной информации и впечатлений об объекте исследования. <Рисунок 2>
<Табл. 2> Моделирование действия – процесс, позволяющий детям получить опыт игрового взаимодействия на заданную тему. При этом создаются условия для эффективной работы по развитию у детей умения рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замысел. <Рисунок 3> Моделирование пространства – процесс, тесно связанный с моделированием действия. В ходе работы в блоке, дети учатся читать составлять схемы, карты, моделируя тем самым пространство, в котором происходит действие. Данный прием может стать основой для образовательной и игровой деятельности, когда дети используют карту – схему для поиска чего-либо в группе или путешествия. <Рисунок 4> <Рисунок 4> Третий этап. Заключительный. Создание условий для самостоятельного использования детьми приемов игрового замещения и наглядного моделирования в игровой и творческой деятельности. С этой целью предлагаю составленные с детьми или заранее изготовленные модели в свободное использование. <Рисунок 5> Данный алгоритм является своего рода конструктором образовательного процесса и может быть универсальным для работы по развитию у детей умственных способностей. С учетом действенного характера образовательного процесса он целиком и полностью соответствует Федеральным Государственным требованиям к образовательной программе. <Рисунок 5> Эффективность воздействия игр на замещение и наглядное моделирование и ступенчатой интеграции можно проследить по результатам анализа УПР П.А. Мясоеда. Из этого анализа видно, что в течении года в следствии проделанной работы мы получили хорошую динамику связанную не только с биологическим созреванием, но и с целенаправленным использованием развивающих игр. Ещё конспекты занятий в детском саду: Влияние гендерных особенностей на обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста основам экологии Сенсорное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы) Технологии и формы обучения одаренных детей в "Центре подготовки ребенка к школе" Правила дорожного движения для детей. Занятие в средней группе "Виды транспорта" Занятие для детей подготовительной группы из раздела "Ознакомление с окружающим предметным миром" "Детективное агенство" Сочинение сказок девочками и мальчиками старшего дошкольного возраста, как средство развития их творческих способностей | внедрение | внедрение систем | практику | практикой | работы | вакансии работа | системы | поисковые системы | игр | бесплатные игры | направленных | направленно | развитие | развитие ребенка | познавательных | познавательная деятельность | функций | графики функций | умственных | умственно отсталый | способностей | развитие способностей | детский | детский сад | Страничка психолога | Внедрение в практику работы системы игр направленных на развитие познавательных функций и умственных способностей Детский сад Реклама: Распечатать Внедрение в практику работы системы игр, направленных на развитие познавательных функций и умственных способностей. Детский сад 50. Конспект занятия Поделится ссылкой Внедрение в практику работы системы игр, направленных на развитие познавательных функций и умственных способностей. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:
|

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Внедрение в практику работы системы игр, направленных на развитие познавательных функций и умственных способностей. Детский сад 50. Конспект занятия
Информация: | Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. |