Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Шилко Н.Б.
Конспект занятий в детском саду
Процесс познания - это творческий процесс, в ходе творческой деятельности у детей появляются интересы в разных областях окружающего мира. Предлагаемый материал способствует развитию у детей личностных качеств, повышению уровня самостоятельности, дети учатся адекватно оценивать себя и других, выбирают эффективные формы, средства для получения знаний. Таким образом, считаю актуальным создавать условия для развития творческих способностей детей в процессе познавательной деятельности.

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Задача педагога в том, чтобы в детях, которых он воспитывает, заложить предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро, гражданская ответственность.

Концепция дошкольного воспитания выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка , на установление доверительных партнерских отношений, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

В.А.Сухомлинский советовал: “…не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь на уроках рассказать все, что вы знаете – под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком окружающий мир… оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку еще раз возвратиться к тому, что он узнал”. [ 9 ]

А.Энштейн писал, что самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем, — это ощущение таинственности; кому эта эмоция чужда, кто утратил способность замирать в трепете, того можно считать мертвецом. Развитие детей в организованной среде во многом определяется тем, насколько она вызывает к жизни индивидуальный опыт детей, в том числе опыт, приобретенный в ходе организованного обучения.

Содержание актуальных программ обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольника. Задачи познавательного развития занимают центральное место. Целостное представление о мире – основа интеллектуального развития детей. В представлениях ребенка отражаются в единстве объекты, действия с ними. Оперируя этим, дети постепенно познают мир таким, каким он есть.

Обучение должно учитывать особенности развития ребенка, познавательное развитие можно сравнить со спиралью, которое должно расширяться и углубляться.

Считаю, что важными факторами в развитии познавательной активности детей дошкольников являются:

  • личность педагога,
  • характер его взаимоотношений с ребенком,
  • закономерности и особенности внутреннего мира ребенка.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее от учителя самоотдачи, творчества, собственных решений.

Задача педагога состоит в том, чтобы сделать трудное – привычным, привычное – легким, легкое – приятным.

Возможно ли, развивать познавательную активность детей дошкольников? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Мы изучили работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л.Рубеншнейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, К.Роджерса [3-8], ознакомились с основами дошкольной дидактики, теорией о самоценности дошкольного детства и учении об амплификации (обогащении) развития ребенка в условиях оптимального использования специфических видов деятельности, познакомились с опытом педагогов страны. Большинство авторов отмечают, что надо поддерживать формирование интересов детей, предоставить каждому ребенку равные возможности для освоения сфер жизнедеятельности, удовлетворять и направлять любознательность ребенка, способствовать появлению потребности в новых знаниях.

Мы придерживаемся точки зрения ряда авторов и процесс познавательной активности строим с учетом “внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях” – М.Лисина. В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечиваем возможности для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребенка. Учим не просто “усваивать” материал, а познавать мир, вступать с ним в активный диалог. Искать ответы на свои вопросы, не останавливаться на достигнутом этапе.

По нашему мнению основным условием для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,
  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,
  • индивидуальность каждого ребенка,
  • средства и способы добывания знаний.

В связи с этим целью нашей работы стало помочь детям познавать окружающий мир, формировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Первоочередной задачей нашей работы была разработка программы направленной на определение содержания и видов деятельности с детьми, по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста:

  • провести анализ и оценку познавательной деятельности,
  • разработать методические приемы для работы с детьми,
  • использовать различные формы и средства для познания окружающего мира, развивать познавательную активность.

Работа проводилась с детьми каждого возрастного периода, учитывали интересы, области познания, апробировали в работе новые рубрики:

  • факультативная работа,
  • объединения детей по интересам,
  • поисково-исследовательская деятельность,
  • сотрудничество с родителями при организации длительных наблюдений за живыми объектами природы.

Учитывая опасения К.Ю. Белой [ 1 ] об отсутствии методик к образовательным программам по отслеживанию результатов развития ребенка, о некачественном методическом обеспечении диагностик, мы за основу показателей развития уровня знаний об окружающем мире взяли программные задачи и индивидуальные карты развития ребенка. Отслеживание результатов проводили в начале и конце учебного года.

Анализ работы позволил отследить результативность и динамику развития познавательной активности детей.

Результаты показали, что в процентном отношении наиболее высокими показателями являются знания детей по темам:

  1. Животные Земли – 94,4% - 100%,
  2. Животные Приморского края – 83,0% - 94,0%
  3. Инстинкты и способ жизни –61,1% -77,75%
  4. Динозавры - 44,4% -72,2%
  5. Культурные растения - 94,0% -100%

Незначительно отличается показатель по теме –

Растения Приморского края -38,8% - 66,6%.

Результаты индивидуальных карт развития ребенка показали:

Из 15 детей – 11 детей умеют работать в едином темпе и ритме с другими детьми, имеют хорошие знания о живой и неживой природе, о рукотворном мире.

Сравнительный анализ результатов количественной и качественной обработки данных показал, что целенаправленная работа, поисково-исследовательская деятельность с детьми, учет интересов дошкольников, позволяет добиваться высоких результатов в развитии познавательной активности дошкольников. Немаловажным моментом в такой работе является личность педагога. Если он выбирает творческий способ решения задач, взаимодействия с детьми, то сможет сформировать опыт творческой, познавательной активности детей.

По нашему мнению, можно говорить о развитии познавательной активности при определенных условиях:

  1. Грамотное, эффективное диагностическое обследование детей и мастерства педагога.
  2. Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  3. Свободный выбор ребенком содержания деятельности, возникающий по инициативе детей и взрослых.
  4. Творческий потенциал педагога, искусство общения с детьми.

Сравнительный анализ по созданию благоприятной среды для развития познавательной активности по дошкольным группам показал, что она отвечает возрастным особенностям детей, на основе методологических принципов. Но особое внимание необходимо обратить на педагогическую компетентность воспитателей.

Таким образом: для развития познавательной активности детей дошкольного возраста необходимо разрабатывать комплексные программы с учетом возрастных особенностей познавательной активности, определять роль и место взрослого и ребенка , его интересы и возможности познания мира.

Система работы

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста.

Цель работы – помочь познать окружающий мир, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, сохранить индивидуальность каждого ребенка.

Задачи:

  1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания.
  2. Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
  3. Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.
  4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Работа построена с учетом методологических принципов:

  • Индивидуально – ориентированное обучение как часть общего процесса обучения и воспитания, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
  • Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.
  • Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых.
  • Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.
  • Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Младший дошкольный возраст. “Помогаем ребенку познавать мир”.
2000-2002 г.

Разработала перспективное планирование по разделу программы “Радуга”, основу которого составили энциклопедические данные, перечень объектов, к которым дети проявляют интерес, разработала новые рубрики и формы работы:

  • материалы первых вопросов и ответов “Об организме”, “О сне” “О животных”, “О природе”, “О питании”.
  • знакомство с “Умными вещами” (факультативная работа).
  • перечень материалов и объектов для знакомства и закрепления знаний на занятиях и свободной деятельности детей.
  • открытые мероприятия для педагогов дошкольных учреждений: домашние помощники - утюг, пылесос; игры “Одуванчики”, “Бабочки”; познавательный цикл “Знакомство с семьей, детским садом, поселком”.

Старший дошкольный возраст.
2001– 2003 уч. г.

Годовое перспективное планирование - старшая, подготовительная группы, распределение материала по занятиям по познавательной деятельности, самостоятельная, игровая, факультативная работа с детьми.

Подбор информационного материала по разделам:

  • “Все обо всем”,
  • “Хочу все знать” по темам: “Медицина”, “Ремесла”, “Космос”, “Чудеса света”, “Человек”,
  • Создание библиотеки “Почемучек”,
  • Объединения детей по интересам: “Тайны часов”, “Уголок родного края”, “Юный математик”, “Химическая лаборатория”,
  • Изготовление с детьми иллюстративной книги по детским вопросам.

Подготовила и провела открытые методические объединения по работе с детьми по интересам, занятие в старшей группе “Брейнринг”, “Живые барометры”, сюжетно-ролевую игру “На подводной лодке”.

Организовала мастер-класс с целью презентации педагогического опыта для педагогов дошкольного и начального звеньев.

Собрала и апробировала банк педагогических диагностик по познавательной деятельности.

Усовершенствовала региональным компонентом раздел программы “Радуга”:

  • ознакомление с картой Приморского края,
  • информационный материал “Моря и океана”, “Экология”,
  • библиотечка приморских писателей,
  • материалы по истории Дальнегорского района,
  • китайские топонимы на территории Дальнегорского района,
  • экскурсии с родителями по любимым местам, изготовление макета “Морское побережье”,
  • знакомство с морскими животными через телепередачу “Жемчужина Приморья”.

Такая система работы формирует у детей потребность познавать окружающий мир, в процессе проблемного обучения и самостоятельного экспериментирования овладевать средствами и способами познания и преобразования мира.

Для отслеживания динамики познавательного развития детей использую педагогическую диагностику:

  • диагностические карты по разделам – зоология, история, география, страна в которой мы живем, ботаника, астрономия,
  • индивидуальные карты развития детей 6 – 7 лет.

В результате углубленной работы по данной теме удалось сформировать у детей представления о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, природе, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям в природе, сформировать опыт творческой познавательной деятельности, умение работать в коллективе.

Результативность за годы работы с детьми:

2000 г. – познавательная деятельность, овладение программными задачами - 83,8% (средняя группа)

2001 г. – по индивидуальным картам развития начало года 73,3%, конец года 86,6% ( из 15 детей хорошо – 13.)

2002 г.  – познавательная активность детей по опроснику: космос - 83,3%,зоология – 94,4%, ботаника – 100%, растения края – 66,6% .

Для сравнительного анализа и отслеживания динамики усвоения детьми программных задач целесообразно использовать сводные таблицы.

Сводные таблицы по диагностическому обследованию детей дошкольного возраста. Овладение детьми знаниями по разделу “Ребенок познает мир”.

Средняя группа 1999–2000 гг.

Процент. Начало и конец учебного года.

Познавательные сказки Правила дорожного движения Лес Огород Последовательность
26%

65.2%

34.7%

74.0%

52.2%

74%

35%

65.2%

40%

95.6%

Старшая группа 2000–2001 гг.

Процент. Начало и конец учебного года.

Солнечная система Животные Земли Животные края Дикие растения Культурные растения Растения Приморья Строение растений
77%

83.3%

94%

100%

83.3%

94.4%

83%

94.4%

94%

100%

38.8%

66.6%

72.2%

Подготовительная группа 2001–2002 гг.

Процент. Конец учебного года.

Химические опыты Объем веществ Символы стран Страны мира История имен Организм человека
95% 71% 81% 71% 57% 80.9%

Литература

  1. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: контрольно-диагностическая функция. М. 2002.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1991.
  3. Доронова Т.Н. Программа Радуга. М. 1996.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М. 1986.
  5. Запорожец А.А. Избранные психологические труды. М.1986. т-1.
  6. Леотньев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.1997.
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.1994.
  8. Рубенштейн С.Л. Человек и мир. М. 1997.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании. М. 1985.
  10. Соболева Л.Т. Система работы с классом по воспитанию качеств личности // Новости в образовании. 2003 г.
  11. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет. М., 2000 г.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Использование театрализованных досугов в процессе формирования природоведческих представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом
Региональная программа нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников "Я и мой поселок" (для дошкольных образовательных учреждений)
Программа курса "Английский язык в детском саду"
Волшебный мир театра
Сюжетно-ролевая игра как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников
Праздник "Дорожная азбука" как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
| Как | развей | развивать | познавательную | познавательная деятельность | активность | деловая активность | детей | дитя | дошкольного | дошкольный возраст | возраста | возраст ребенка | детский | детский сад | Страничка психолога | Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста Детский сад

Распечатать Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Как развивать познавательную активность детей дошкольного возраста. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78