Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Гончарова Г.С.
Конспект занятий в детском саду
В качестве одного из способов снижения детской тревожности в детском саду используется музыкотерапия. Самые элементарные рекомендации в области музыкальной психотерапии сводятся к тому, что для успокоения необходимо дать прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации - веселую и громкую. Все музыкальные произведения используются в качестве катализатора эмоциональных процессов, как музыкальный фон на занятиях и как средство для релаксации.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Чтобы повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать психику детей к жизни в современном обществе, возникла необходимость дополнить существующие традиционные по структуре образовательные программы инновационными технологиями и методиками. В качестве одного из способов снижения детской тревожности можно использовать музыкотерапию. В основе данного направления лежит использование различных методов воздействия музыкой или пением.

Современные ученые обосновали влияние музыки на эмоциональное состояние человека. Они, исходя из накопленного опыта, разработали приемы и методы, направленные на расширение и обогащение спектра доступных человеку переживаний и формирование у него такого мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Самые элементарные рекомендации в области музыкальной психотерапии сводятся, в сущности, к достаточно простым советам, суть которых в том, что для успокоения необходимо дать прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: Мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации кровяного давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.

Поэтому, в нашем ДОУ педагогами широко используется музыкотерапия. Это очень мягкий, но эффективный способ воздействия на эмоциональное состояние детей. Музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, тревожности, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

Музыкальный руководитель подготовила для педагогов МДОУ подборку музыкальных произведений с рекомендациями.

1. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности.

Шопен “Мазурка”, “Прелюдии”,
Штраус “Вальсы”,
Рубинштейн “Мелодии”.

2. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы

Бах “Кантата 2”,
Бетховен “Лунная соната”, “Симфония ля-минор”.

3. Для. общего успокоения, удовлетворения.

Бетховен “Симфония 6”, часть 2,
Брамс “Колыбельная”,
Шуберт “Аве Мария”,
Шопен “Ноктюрн соль-минор”,
Дебюсси “Свет луны”.

4. Для снятия напряженности в отношениях с другими детьми.

Бах “Концерт ре-минор” для скрипки, “Кантата 21”.
Барток “Соната для фортепиано”, “Квартет 5”,
Брукнер “Месса ля-минор”.

5. Для уменьшения эмоционального напряжения..

Моцарт “Дон Жуан”,
Лист “Венгерская рапсодия” 1,
Хачатурян “Сюита Маскарад”.

6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности, настроения.

Чайковский “Шестая симфония”, 3 часть.
Бетховен “Увертюра Эдмонд”,
Шопен “Прелюдия 1, опус 28”,
Лист “Венгерская рапсодия” 2.
Бах “Итальянский концерт”,
Гайдн “Симфония”.

Данные музыкальные произведения используются в качестве:

во-первых, как катализатора эмоциональных процессов, во-вторых, как музыкального фона во время рисования, а в-третьих, как средства релаксации, усиливающего вовлеченность детей в процесс работы. В дошкольном учреждении проводится также активная работа с образами музыки:

  1. упражнения на самосознание через музыку (описание эмоционального и образного содержания музыки, сравнение ее со своим состоянием);
  2. свободный танец под музыку, который дает возможность самовыражения, двигательного раскрепощения;
  3. зарисовка музыкальных образов, в том числе и групповая, в процессе которой отрабатываются модели оптимального взаимодействия со сверстниками;
  4. музыкальные зарисовки – индивидуальные импровизации на какую-либо тему (“Мое состояние”, например). Это способствует раскрепощению ребенка, обогащает его невербальное самовыражение.

Помимо музыкотерапии музыкальный руководитель использует на занятиях с детьми следующие приемы оздоровления:

  1. Логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
  2. Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
  3. Пихогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию таких сторон психики ребенка, как ее познавательная и эмоционально-личностная сфера. К психогимнастике можно отнести мимические упражнения, релаксацию, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, инсценировки);
  4. Упражнения на дыхание. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Реализация вышеперечисленных приемов в работе с дошкольниками позволяет достичь цели по сохранению и укреплению здоровья, решая ряд задач:

  1. Развитие, коррекция двигательной сферы, общей и мелкой моторики;
  2. Устранение речевого нарушения;
  3. Снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения;
  4. Развитие физической, эмоциональной и психической активности детей;
  5. Формирование положительных черт характера (уверенности, честности, смелости, доброты и т. п).
  6. Сохранение психического и физического здоровья детей.

В нашем детском саду музыка присутствует во всех режимных моментах: во время утренней гимнастики, на занятиях, во время игр, на закаливающих процедурах, во время пробуждения и после сна.

Опыт использования здоровьесберегающих технологий в работе показывает, что на протяжении всего дня у детей сохраняется устойчивое внимание, повышается результативность в усвоении материала, прослеживается положительная динамика в развитии музыкальных способностей. На музыкальных занятиях формируется положительный эмоциональный настрой, развивается фантазия и творчество, что способствует гармоничному развитию личности. Дети находятся в бодром расположении духа, активны, эмоциональны, что говорит об их психическом и физическом здоровье. За последние три года индекс здоровья детей нашего дошкольного учреждения повышается на 1,5%–2%.

Список использованной литературы.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. /Перев. с англ. – СПб., 1997 – 688 с.
  2. АракеловН., Шишкова Н. “Тревожность: методы ее диагностики и коррекции” // Вестник МУ, сер. Психология – 1998 – № 1 – с. 18
  3. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.



Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста
Программа "Формирование эмоционально-нравственных способов взаимодействия детей в условиях совместной деятельности
Совместная образовательная деятельность педагога-психолога и детей старшей группы по формированию познавательной сферы "Помоги белочке"
К вопросу организации предметно-развивающей среды в МДОУ, работающем с использованием ОТСМ—ТРИЗ—РТВ
Программа дополнительного образования "Экономическое воспитание дошкольников"
Мастерская развивающих игр
| элементы | химический элемент | здоровьесберегающих | здоровьесберегающие технологии | технологий | классы технологий | эмоциональном | эмоционально | благополучии | санитарное благополучие | дошкольников | развитие дошкольников | детский | детский сад | Страничка психолога | Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии дошкольников Детский сад
Реклама:

Распечатать Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии дошкольников. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии дошкольников. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Элементы здоровьесберегающих технологий в эмоциональном благополучии дошкольников. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78