Заведующая МДОУ - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Контрактова Татьяна Ивановна

ОТЛИЧНИК НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Часы работы: с 9.00 - 18.00


Детский сад
детсад 50
Кабалёнова Е.Ю.
Конспект занятий в детском саду
Представлен фрагмент родительского собрания на тему: «Воспитываем ответственность у детей» в рамках деятельности экспериментальной площадки. Собрание призвано закрепить представление о воспитании ответственности у дошкольников, научить родителей применять предлагаемые техники в повседневной жизни, формировать уважительное отношение друг к другу.

Задачи:

  • закрепить представление о воспитании ответственности у дошкольников;
  • научить родителей применять предлагаемые техники в повседневной жизни;
  • формировать уважительное отношение друг к другу.

Ход собрания

1 этап: выявление спонтанных мировоззренческих представлений

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности – это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Как вы думаете, когда необходимо начинать воспитывать ответственность у ребенка? С какого возраста?

Я думаю, чтобы ответить на эти вопросы необходимо дать определение понятию «Ответственность».

Из толкового словаря: Ответственность – это обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Ученые утверждают, что именно дошкольный возраст – это время, когда «зернышки» ответственности должны быть «посажены» в благодатную почву.

Давайте же определим эти «зернышки». Какая бывает ответственность? (Записать на доске или выложить готовые карточки на магнитной доске).

  1. Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь (2,5–3 года: родители ограничивают достаточно жестко: электричество, горячие предметы, большая высота – под запретом).
  2. Ответственность за действия, связанные с благополучием близких и других людей. (Помните: «Мама спит, она устала, ну и я играть не стала...»).
  3. Ответственность за домашних любимцев (Собственные обязанности могут иметь даже дети 3 лет: например, помочь маме вымыть кормушку).
  4. Ответственность за собственные вещи (Малыш начинает понимать свою ответственность за состояние своих игрушек примерно в 3 года).
  5. Ответственность за собственные успехи, а особенно неудачи (Это начинается еще в возрасте до 1,5–2 лет, когда ребенок учится сам кушать, а потом и одеваться).
  6. Экологическая ответственность.
  7. Уголовная ответственность.
  8. Административная ответственность и др.

Вывод: Важно помнить, что личность малыша только формируется, и полной ответственности от него ждать не приходится, да и не нужно, т.к. ответственность – это большая нагрузка даже для взрослой личности, и ребенок к ней пока не готов.

Нужно деликатно и терпеливо закладывать основы ответственности, которые обязательно разовьются в более позднем возрасте.

И, конечно, главное для ребенка – это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность.

2 этап: Диалог (проблемный текст)

Давайте поговорим об ответственности. Предлагаю вашему вниманию следующую историю:

Закошмаренный родителями (Терехина Н.В.)
Время – далеко за полночь. Стараюсь проскользнуть домой незамеченным. Хотя пустой номер, наверняка не удастся. Мать, как всегда, ждёт, не ложится спать.
Сейчас начнётся: «Шляешься по ночам, приключений ищешь, где тебя носит? Нас сразу не станет, если с тобой что случится, только о себе думаешь, даже не позвонишь, а мы – жди, волнуйся, не спи».
Как они не понимают что у меня своя жизнь, что я взрослый, что их напрасное ожидание ничего не даёт, ничего не изменит. Я что им спать не даю, что ли? Надоело.
Лифт с натужным скрипом взобрался на шестой этаж. Входная дверь тихо скрипнула. В квартире – темно. Неужели я, наконец-то, приучил предков к своим поздним возвращениям, и они, впервые без нотаций отошли ко сну?...
Странно, дома никого. Два часа ночи. Ни записки, ни сообщения. Мобильники отключены. Взрослые люди, а предупредить не могли. Никакой ответственности. Ну не буду же я, как мама, всю ночь не спать. Это же просто глупо. Пойду и лягу.
Однако заснуть мне так и не удалось. В голову настойчиво лезли кадры криминальной хроники. Такого закошмаривания я не переживал даже после просмотра самых крутых ужастиков.

Знакомая ситуация? Наверняка, здесь присутствуют люди, которые переживали в жизни подобные моменты.

– Давайте вспомним, о чем думал наш герой, когда возвращался домой? (надоело…будут разборки…)

– Какие первые чувства возникли у мальчика? (бравада – у меня своя жизнь, я взрослый)

– В чем с ним можно согласиться? Не согласиться?

– Что удивило нашего героя? (тишина, отсутствие родителей)

– Какие чувства возникли у него, когда он увидел, что родителей нет? (взрослые люди, а предупредить не могла… никакой ответственности…)

– Что же «закошмарило» нашего героя?

– Как вы думаете, что произошло с родителями? Что они задумали?

– У каких родителей вырастают самые ответственные дети? Придерживающихся авторитарного стиля воспитания или попустительского («доверительного»)?

  • При авторитарном: выросший ребенок либо начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.
  • При попустительском: дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
  • «Золотой серединой» является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

– Как вы думаете, какое воздействие окажет на героя подобная ситуация? Какой вывод сделал? Почему? (опыт! чувства! душа!)

Ответственность надо воспитывать. Или для этого необходим какой-то случай, жизненный опыт, свои переживания и сравнения, свои ощущения.

Вывод

Хочу подвести небольшой итог:

Взрослый должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении.

Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17–18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж.

Что можно сделать, чтобы ваш ребенок не оказался в их числе?

3 этап: Заключение

Памятка

КИРПИЧИКИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Буду как мама! Малыш видит, как ответственно относится его мама к работе или домашним обязанностям и в играх копирует именно такое поведение, делая его основой собственного характера.

Поощрение и санкции. Этот метод строится на теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, – избегается.

Поручение посильных дел. Сделайте карточки с изображением этих обязанностей.

Напоминание и контроль. Если вы понимаете, что ребенок забыл о важном задании, просто подведите его к карточкам и спросите, все ли он сделал?

Как в сказке. Это чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр мульт- и кинофильмов.

Учимся, играя! Самый эффективный способ вложить что-то полезное в детскую голову – это поиграть с ним.

ВЫВОД:

Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания.

Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции.

Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание – основа ответственного поведения в будущем.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Вовлечение родителей воспитанников в рамках ДОУ к работе по обмену опытом воспитания детей
Система по обучению детей правилам дорожного движения "Внимание – светофор"
Конкурсная семейная программа "Семья для домовенка Кузи"
Проект "Смело мы идем вперед, где нам виден переход!"
Цикл занятий по изобразительной деятельности "Возрождение русских национальных традиций"
Инновационный подход к взаимодействию с родителями
| формирование | формирование культуры | педагогической | педагогический университет | компетентности | профессиональная компетентность | поздравления родителям | дети и родители | основе | скачать основу | мировоззренческого | сократического | диалога | діалог на тему | детский | детский сад | Страничка заведующей ДОУ | Формирование педагогической компетентности родителей на основе мировоззренческого сократического диалога Детский сад
Реклама:

Распечатать Формирование педагогической компетентности родителей на основе мировоззренческого (сократического) диалога. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Формирование педагогической компетентности родителей на основе мировоззренческого (сократического) диалога. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Формирование педагогической компетентности родителей на основе мировоззренческого (сократического) диалога. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78