Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Дьяченко О.А.
Конспект занятий в детском саду
Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогического коллектива ДОУ предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми; особенно овладение принципами общения с родителями воспитанников.

Цели: повышение педагогического мастерства воспитателей, формирование умения предвидеть результаты своих поступков, овладение искусством общения. Формирование умения общаться с родителями

План:

“Кувшин наших эмоций”: три основных правила “активного слушания”

-Признаки правильного понимания ребенка

-Чувства ребенка (самостоятельная работа)

Что нам мешает слушать ребенка?

-Я – сообщение

-Самостоятельная работа

Решение педагогических ситуаций

Конспект консультации.

Концентрация внимания слушателей, объединение общей идеей. Упражнение “Три слова”: берутся три слова, несвязанные между собой по смыслу, надо составить как можно больше предложений, включающих эти слова; можно менять падежи, дополнять другими словами.

1 вариант: мама, дочь, книга;

2 вариант: телевизор, ребенок, книга;

3 вариант: взрослый, ребенок, карандаш.

ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ.

Педагогическое общение – это… (вопрос к педагогам) система взаимодействия педагога с детьми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата.

Главное условие успешного общения с людьми – это…(вопрос к педагогам)

хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций.

По определению психологов различают шесть основных видов эмоций. Какие? Какие самые неприятные? Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; его взаимоотношения с окружающими.

Представим “кувшин” наших эмоций – рис.1 (переработка “сосуда” В.Сатир; II , III , IV части кувшина “закрыты” и открываются по мере необходимости).

Рис. 1

В I- самой верхней его части – гнев, злоба, агрессия. Подумайте, а от чего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывается II часть кувшина на рисунке) боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда “кувшина наших эмоций”.

Педагогические ситуации:

-Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний сын в слезах: “Он отнял мою машинку…”

-Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель: “Больше я туда не пойду!..”

Ваша реакция?

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, когда ему больно, стыдно, страшно…первое, что нужно сделать – дать ему понять, что вы знаете о его переживаниях, СЛЫШИТЕ его. Надо внимательно его выслушать! Лучше всего сказать, что, по-вашему, мнению, чувствует сейчас ребенок, желательно назвать по имени его чувство.

АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА – ЗНАЧИТ ВОЗВРАЩАТЬ ЕМУ В БЕСЕДЕ ТО, ЧТО ОН ВАМ ПОВЕДАЛ, ПРИ ЭТОМ, ОБОЗНАЧИВ ЕГО ЧУВСТВА.

В I ситуации:

Ребенок: "Он отнял мою машинку!"

Мама: "Тты очень огорчен и рассержен на него…"

Во II ситуации:

Сын: "Больше я туда не пойду!"

Отец:  "Ты больше не хочешь идти в школу…"

Но! Что мы обычно говорим в таких ситуациях?! “Ну, ничего, поиграет и отдаст”, “Как это ты не пойдешь в школу?!” Этими словами мы оставляем ребенка наедине с его переживаниями! И ребенок после этого считает (и правильно!),  что его переживания не важны для взрослого!

ЧТО ОН САМ НИКОМУ НЕ НУЖЕН!

КАК ПРАВИЛЬНО АКТИВНО СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

1 – если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом, важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне, (контакт глаз); присядьте, притяните к себе ребенка, подойдите или придвиньте к нему свой стул. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате. Ваше положение, ваша поза – первые и самые важные сигналы о том, что вы готовы его слушать.

2 – если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросов, желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Ребенок: "Не буду играть с Пашей!"

Взрослый: "Тты на него обиделся."

3 – полезно повторять, делать паузы, а потом обозначить его чувства.

Боль, обида, страх возникают у человека …(открывается III часть кувшина на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.

Самостоятельная работа: перед вами таблица, в которой нужно заполнить графу “чувства ребенка” В левой колонке прочтите описания ситуаций и напишите какие, по вашему мнению, ребенок испытывает чувства.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1.(Образец) “Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка-хулиган выбил у меня портфель, и из него все высыпалось”.

2.(ребенку сделали укол, плачет): “Доктор плохой!”

3.(Старший сын – маме): “Ты всегда ее защищаешь, говоришь “маленькая, маленькая, а меня никогда не жалеешь!”

4.”Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись!”

5.(Ребенок роняет чашку, та разбивается): “Ой!!! Моя ча-а-шечка!”

6.(Влетает в дверь): “Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!”

7.”Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!”.

Огорчение, обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

ЧТО НАМ МЕШАЕТ СЛУШАТЬ РЕБЕНКА?

Психологи проанализировали общение родителей с детьми и выделили типы АВТОМАТИЧЕСКИХ ответов родителей и вообще взрослых (рис.2)

Рис. 2

- Приказы, команды – сейчас же престань! Убери на место! Марш в кровать! Вынеси ведро! Замолчи!

Разумеется, дети бурчат, обижаются, упрямятся. Почему? Ребенок слышит нежелание взрослого вникнуть с его проблему, понять его чувства.

- Предупреждения, угрозы – если ты не прекратишь плакать, я уйду! Если…я возьму ремень! Если…станет еще хуже! Не придешь вовремя – пеняй на себя!

Угрозы бесчисленны и неэффективны: у ребенка в этот момент и так неприятности; дети привыкают к угрозам и приходится выдумывать еще более страшные наказания.

- Мораль, проповеди – ты должен вести себя хорошо! Ты должен уважать старших! Каждый человек должен трудиться!

О моральных нормах надо беседовать в спокойной обстановке!

- Критика, выговоры, обвинения – давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течении дня в детском саду, дома: “Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка…Гулять не пойдешь, пока…” умножьте эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит…Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей!

Ребенку постоянно приходится доказывать СЕБЕ И ВЗРОСЛЫМ, что он чего-то стоит!

Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то,

что он красивый, умный, способный, отличник, помощник…

А ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ОН ЕСТЬ!

(открывается IV часть кувшина на рисунке 1)

Верджиния Сатир, американский терапевт, писала:

“Обнимать ребенка надо несколько раз в день, четыре объятия совершенно необходимы просто для того, чтобы выжить, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!”. (Открывается V часть кувшина на рисунке.)

В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне, окружающие, в первую очередь родители, строят его! Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Цель – что стоит за видимыми эмоциями?

-Дочь возвращается домой очень поздно, и мать встречает ее гневным выговором. Что стоит за этим гневом?

-Ребенок сердится на доктора, который сделал ему укол. Здесь легко увидеть, как гнев возникает от физической боли. Бывает и так, что мы учим детей сердиться, когда они больно ушибаются, например, побить этот “противный стул”.

-Старший брат постоянно нападает на младшего, которого, как ему кажется, родители “больше любят”. Его агрессия – результат невысказанной боли и обиды.

-Дочь не желает …(делать уроки, мыть посуду, ложиться спать) – и вы сердитесь. Отчего? Скорее всего, от досады, что ваши воспитательные усилия остаются безрезультатными.

Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями –

значит активно слушать ребенка.

Развить эту способность у родителей - задача педагогов ДОУ.

Удачи Вам, и душевного благополучия!




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Коррекция психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста методом игровой терапии
Интегрированное занятие на тему "Знакомство с внешним строением тела человека"
Управленческое проектирование деятельности педагогического коллектива при введении инноваций
Дидактическая игра как метод сенсорного развития детей-сирот от одного года до трех лет
Развитие коммуникативных навыков посредством театрализованных игр
Воображение и его роль в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
| социальная | социально | психологическая | психологические тесты | физическая подготовленность | уровень физической подготовленности | воспитателя | день воспитателя | взаимодействию | взаимодействие органов | поздравления родителям | дети и родители | детский | детский сад | Страничка психолога | Социально психологическая подготовленность воспитателя к взаимодействию с родителями Детский сад

Реклама:

Распечатать Социально-психологическая подготовленность воспитателя к взаимодействию с родителями. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Социально-психологическая подготовленность воспитателя к взаимодействию с родителями. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Социально-психологическая подготовленность воспитателя к взаимодействию с родителями. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78