Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Шеина Н.И.
Конспект занятий в детском саду
Забота о здоровье ребенка на современном этапе является основной функцией дошкольного учреждения. Данная статья адресована заместителям заведующей дошкольного учреждения и может быть использована как опыт работы по оптимизации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности детского сада.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающая не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.

Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии РАО, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Я поддерживаю утверждение В.Б. Базарного, что «…здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».

В условиях вариативности дошкольного образования расширился круг программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных методик. Все это можно, безусловно, отнести к числу достижений. Но вместе с тем, акцент на интеллектуальное развитие детей нередко делается без надлежащего учета их физического, эмоционального состояния, что неизменно приводит к чрезмерной нагрузке на организм ребенка, а вместе с ней образует зоны риска для их гармоничного развития, создает “задел” для нарушения здоровья.

Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья. Наш город Березники не является исключением. За период 2008-2009 гг. уменьшилось количество детей с первой группой здоровья. Дети с раннего возраста уже имели нарушения здоровья в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у узких специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости был очень высок.

Кроме того, собеседование с родителями показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Несмотря на то, что приоритетным направлением нашего учреждения в течение нескольких лет является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и, казалось, были созданы хорошие условия для осуществления образовательного процесса, основанного на интеграции «Программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга» (автор Т. Н. Доронова) с региональной программой по физическому воспитанию “Система” (автор Л.М. Пустынникова), все же наблюдалась тенденция снижения всех параметров здоровья.

Деятельность учреждения в этом направлении требует, в первую очередь, совершенствования системы управления. Функция здоровьесбережения – функция командная, это целенаправленная, систематическая деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Каждый член команды должен качественно выполнять свою часть работы для достижения максимального оздоровительного эффекта. Управление в данном контексте подразумевает координацию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения, направленной на исполнение своих функциональных обязанностей с наибольшей эффективностью.

Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функции заместителя заведующей по воспитательно-методической работе в сфере здоровьесбережения:

  1. Участие в мониторинге качества оздоровительной работы в детском саду.
  2. Наращивание ресурсов, в первую очередь кадровых (управление ростом профессиональной компетентности педагогов учреждения, стимулирование педагогов к инновационной деятельности).
  3. Определение и максимальное использование оздоровительного потенциала социума.
  4. Определение перспектив оптимизации системы здоровьесбережения в условиях детского сада (корректировка планов физкультурно-оздоровительной работы, дифференциация их содержания с учетом уровня развития и состояния здоровья воспитанников).
  5. Координация усилий детского сада и семьи для создания оптимальных условий сохранения и поддержания здоровья длительно и часто болеющих детей.

Одной из важных управленческих проблем в оздоровлении детей является создание материально-технических условий, поэтому важный аспект, над которым работает ДОУ – создание здоровьесберегающей развивающей среды.

Приняв во внимание исследование последних лет по организации биологического и психосоциального пространства, свою работу начали с создания Мира физической культуры и здоровья в детском саду, объединяющего кабинет по физической культуре, спортивный зал, а также «микро-центры» физической культуры и здоровья в группах.

Особое место отводится внутреннему и внешнему дизайну. Учитываем, что интерьер дошкольного учреждения, как ансамбль разумно и эстетично организованной предметно-пространственной среды, создается в результате комплексного использования нами различных выразительных средств. При оформлении интерьеров уделяем внимание следующим элементам: цветовой отделке и освещению, мебели и оборудованию для педагогического процесса, природным компонентам, детским работам и работам родителей как элемент дизайна.

Исходя из специфики дошкольного учреждения, санитарно эпидемических правил и нормативов, рекомендаций программы «Система» Л.Н. Пустынниковой, педагоги оптимизируют здоровьесберегающее предметное пространство. Физкультурный зал оснащен: гимнастической стенкой, спортивным комплексом, нестандартным оборудованием. Приобретены: маты, тоннели, гимнастические палки, мягкие модули, ребристые доски, сухие бассейны и мячи – фитболы. Спортивное оборудование ежегодно обновляется в соответствие с перечнем СанПиН 2.9.1.1249-3.

Обеспечивая условия для самостоятельной двигательной активности детей во всех возрастных группах детского сада оборудованы «микро-центры» детской активности, оснащенные «стержневым» набором игр и спортивным оборудованием, способствующие физическому развитию дошкольников и качественной организации закаливающих мероприятий. Созданы уголки уединения с целью охраны нервной системы детей. В помощь педагогам созданы мини-методические кабинеты в группах, где сосредоточен методический материал (картотеки, методические разработки, дидактические пособия, методическая и художественная литература).

В кабинете инструктора по физической культуре сосредоточен методический и дидактический материал по всем разделам физвоспитания: развитие движений, валеология, ОБЖ. Имеется дидактический материал «Познай себя», таблицы, схемы, плакаты по развитию движений, пособия для решения проблемных ситуаций; приборы для измерения пульса, секундомер; оформлены фоторепортажи праздников, развлечений, дней здоровья. Для педагогов собран банк педагогических информаций, который включает образовательные программы, технологии методики информационно-педагогический модуль по опыту работы педагогов детских садов по теме «Развитие физической культуры дошкольников».

Каждое дошкольное учреждение имеет свое лицо, следовательно, в каждом учреждении своя система методической работы.

Для того чтобы выстроить эффективную систему методической работы по проблеме здоровьесбережения, необходимо было проанализировать уровень знаний, умений и практических навыков педагогов. С этой целью проведено: тестирование «Здоровьесберегающие аспекты дошкольного образования», анализ занятий и режимных моментов с позиции здоровьесбережения. Анализ полученных данных показал, что педагоги имеют поверхностные знания о современных здоровьесберегающих программах и технологиях, используют в педагогической практике традиционные оздоровительные моменты: физминутки, динамические паузы, упражнения на дыхание, закаливающие мероприятия, а так же отмечено преобладание низкого уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья детей в организованных формах работы.

Учитывая приоритетное направление нашей работы «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей», ежегодно в плане работы ДОУ ставим задачи оздоровительного характера:

  • 2007-2008г. – создавать в ДОУ условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников средствами физической культуры, организации полноценного питания;
  • 2008-2009г. – обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасности жизнедеятельности и создание оптимальных условий для работы по данному направлению;
  • 2009-2010г. – интегрировать деятельность всех служб учреждения в вопросах организации физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с воспитанниками.

Важным звеном в целостной системе повышения профессионального мастерства является организация методической работы, которая направлена на достижение цели поставленной ДОУ в учебном году.
Так, например, для решения данных задач были запланированы и проведены педагогические советы:

  • «Организация работы ДОУ в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики»;
  • «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»;
  • «Формирование здорового образа жизни дошкольников, через валеологические подходы к организации детской деятельности».

Чтобы забота о здоровье ребенка являлась одним из приоритетов всего педагогического коллектива и проходила на профессиональной основе, я четко продумала взаимодействие всех участников образовательного процесса. Это будет возможно в том случае, если комплексное планирование подчинено здоровьесберегающему аспекту, а действие воспитателей, узких специалистов, медицинского персонала интегрально.

Повышая свой профессиональный уровень в городской лаборатории «Внедрение здоровьесберегающих программ в образовательный процесс», я параллельно организовала в нашем дошкольном учреждении работу проблемной группы «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ». В рамках работы проблемной группы были разработаны: методические рекомендации «Рациональная организация занятия с позиции здоровьесбережения», карты контроля за деятельностью педагога с позиции здоровьесберегающих технологий в организованных формах обучения, педагогические проекты и др.

Итогом работы проблемной группы стало участие в городском смотре-конкурсе «Сто друзей» с проектом месячника здоровья «Будь здоров, малыш!».

С целью знакомства и внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОУ мною и специалистами были организованы следующие мероприятия:

  • Семинары-практикумы – «Здоровьесберегающие технологии в практике дошкольного воспитания»; «Технология проведения традиционных и инновационных форм организации занятий с учетом здоровьесбережения».
  • Круглый стол – «Психологическое здоровье педагога» с участием специалистов городского психологического центра.
  • Научно-познавательная конференция «Безопасность и здоровье детей».
  • Деловая игра «Педагогические качели» (Пути оптимизации двигательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья).
  • Ярмарка-презентация пособий «Использование нестандартного оборудования в процессе укрепления здоровья часто болеющих детей».
  • Мастер-класс «Технологии оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования».
  • Оформлена тематическая выставка в методическом кабинете «Здоровый образ жизни дошкольника в условиях детского сада и семьи».
  • Хорошей традицией стало поведение в ДОУ «Дней здоровья» для детей и сотрудников (апрель, октябрь) и многое другое.

Я хочу, чтобы наши педагоги стремились к переменам и порождали их, принимали самостоятельные решения и несли за них ответственность. Постоянно познавая новое, педагоги учат этому детей. В этом случае мы практически отказались от пассивного слушанья. Поскольку решающую роль в обучении играет опыт, то в рамках педсовета я использовала новую форму работы – игровой тренинг «Обучение педагогов с помощью интерактивных методов». Показателями эффективности проведения педсовета стала практическая деятельность каждого педагога в рамках здоровьесберегающего образования, а также пополнился банк здоровьесберегающих технологий и методик.

Среди разнообразия форм работы с педагогами по данному направлению, наиболее эффективным, считаю, проведение конкурса проектов «Здоровый ребенок – это здорово!» среди всех возрастных групп. Проведение конкурсов в ДОУ дает возможность отработать систему взаимодействия всех служб педагогического коллектива, а также на практике реализовать функцию распространения и обобщения педагогического опыта.

Подводя итоги организационного блока в управленческой деятельности заместителя заведующей, с удовлетворением отмечаю, что все формы методической работы нашли отклик у педагогов и способствовали повышению их профессионального мастерства, а значит, совершенствованию качества образовательного процесса.

Чтобы стать властелином своего здоровья, надо научиться этому искусству. Учиться управлять своим здоровьем надо с момента рождения. Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление его здоровья; организация пребывания детей в учреждении очень продумана и насыщена: утренняя гимнастика, прогулки в любую погоду, закаливающие мероприятия, «минутки здоровья», «Часы безопасности», занятия с психологом и пр.

Работая по комплексной программе «Радуга», коллектив детского сада большое внимание уделяет охране и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни (одна из задач программы).

Оздоровительные мероприятия проводятся не только в соответствии возрастными показателями развития детей, но и с обязательным учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и уровня физического развития каждого ребенка.

Во время пребывания детей в детском саду, педагоги систематически и целенаправленно обучают детей методам здоровьесбережения.

Уже начиная с младшего возраста, на всех занятиях, воспитатели используют рекомендации к технологии В.Ф. Базарного «Психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса»:

  • располагают учебно-наглядный материал в разных частях группы, который дети находят и используют в своей работе;
  • проводят занятия в режиме смен динамических пауз у стола, у мольберта, на индивидуальных подушках;
  • используют игровые методы и приемы, которые вызывают положительные эмоции детей, и помогают ребенку в период адаптации или кризиса (с помощью этого решается еще одна задача программы «Радуга»: «способствовать своевременному и полноценному психическому развитию детей»).

В группе среднего возраста основной упор делается на пик развития познавательных способностей детей – «Они впитывают все как губка», поэтому, знакомя детей с частями тела, педагоги параллельно обучают детей элементам «Игрового массажа» автор А. Уманская, К. Динейки. В продуктивных видах деятельности, педагоги включают пальчиковую гимнастику, т.к. утомляемость детей данного возраста еще очень велика.

В комплексе утренней гимнастики и как часть занятия по ФИЗО воспитатели включают комплексы «гимнастики маленьких волшебников» автор Т.В. Нестерюк.

В старшей и подготовительной к школе группе, учитывая длительность, количество занятий, а также повышенную умственную активность детей, педагоги используют упражнения помогающие снять напряжения во время занятий (технологии В.Ф. Базарного). На занятиях ФИЗО и утренней гимнастике выполняют дыхательную гимнастику, элементы массажа (автор А. Уманской, К. Динейки). На занятиях по ФЭМП (работа с тетрадью, ИЗО, лепке, конструированию педагоги включают гимнастику для глаз с использованием тренажера со зрительными метками (автор В.Ф. Базарный).

В музыкальные занятия и театральную деятельность включаются упражнения на релаксацию и психгимнастика (автор Н.И. Чистякова). Во время прогулки воспитатели напоминают о дыхании носом, особенно поздней осенью и зимой. Большое место в режиме дня всех возрастных групп отводится подвижным, дидактическим и словесным играм с элементами здоровьесбережения, а также включение специальных занятий по ЗОЖ в разделе «Познаю мир», в дополнительную образовательную услугу «Здоровейка».

Согласно закону «Об образовании» – раздел 2, статья «Дошкольное образование» – «…родители являются первыми педагогами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Педагогический коллектив эффективно сотрудничает с родителями воспитанников, работа строится на принципах преемственности семьи и учреждения. Я уверена, что из всех прививок, которые получает человек в жизни, самая сильная – это «семейный иммунитет» – прививка против болезни души тела.

В нашем дошкольном учреждении разработана и адаптируется система взаимодействия с семьей:

  • пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории «Здоровье детей в наших руках»;
  • в группах оформлены папки – передвижки с целью нормативно-правового просвещения родителей;
  • проводятся Дни открытых дверей, Декадники, семейные вечера отдыха;
  • регулярно проводим анкетирование, например, «Изучение социального здоровья семьи», «Что вы знаете о рациональном питании?»;
  • в течение года на вопросы заинтересованных родителей отвечают специалисты консультативно-справочного бюро, где родители получают первичные медицинские знания, приобщаются к здоровому образу жизни;
  • с большим успехом проходят оздоровительно-спортивные праздники, досуги, походы: «Мама, папа я – спортивная семья!», «Праздник печеной картошки», «Малые олимпийские игры», «Фестивали здоровья» и др.

Здоровье детей – это цель, где, безусловно, сходятся интересы семьи и учреждения. Поэтому все перечисленные мероприятия помогают родителям понять значимость формирования ребенка, как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Таким образом, спланированная и реализованная система методической работы позволила мне поднять на более высокий уровень образовательный процесс ДОУ с учетом здоровьесберегающих условий, планомерно и оперативно управлять внедрением комплексной системы оздоровления детей, повысить профессиональный уровень педагогического коллектива. В результате сформировавшейся системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ отмечено не только повышение интереса детей, родителей и педагогов к занятиям физической культуры, их эмоциональный настрой, но и хорошие стабильные результаты в освоении детьми основных движений, снижению уровня простудных заболеваний и улучшение показателей физического развития, повышение уровня физической подготовленности детей.

Анализ сложившейся ситуации показывает: проблема оздоровления сохранения здоровья детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива ОУ на длительный период.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Конспект занятия по коррекции эмоционально-поведенческих нарушений
Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности
Образовательная программа «Основы риторики в детском саду»
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи
Взаимодействие детского сада и школы как единого образовательного учреждения
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Сценарий сказки «Кто сказал "мяу"?»
| система | поисковые системы | методической | методические рекомендации | работы | вакансии работа | оптимизации | оптимизация windows | здоровьесберегающей | здоровьесберегающие технологии | деятельности | виды деятельности | дошкольного | дошкольный возраст | образовательного | образовательные учреждения | детский | детский сад | Страничка психолога | Система методической работы по оптимизации здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения Детский сад

Реклама:

Распечатать Система методической работы по оптимизации здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Система методической работы по оптимизации здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 


В продолжении темы:
Обсуждение статьи Система методической работы по оптимизации здоровьесберегающей деятельности дошкольного образовательного учреждения. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78