Педагог - психолог МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»

Маранцева Любовь Васильевна

Высшая Квалификационная категория

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.


Детский сад
детсад 50
Пугачев Е.П.
Конспект занятий в детском саду
В публикации представлена россыпь идей и авторских находок, связанных с применением приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками. Описаны проблемы детского развития и основные ключи к использованию возможностей коллажа для их проработки.

Лучше всего дети усваивают новое, когда они учатся со смыслом, сразу же применяя полученные знания на практике.

Рани Суппиан.

Презентация

Несколько лет назад, при распечатывании на принтере раскрасок с детского сайта, мы с дочкой открыли для себя увлекательное творческое занятие- создание сюжетных коллажей. С тех пор коллаж не только стал одним из любимых занятий в семье, но и получил применение в практике нашей психологической службы. Мы постоянно открываем все новые и новые возможности этого творческого приема для развивающей работы с детьми, детской немедицинской психотерапии, тренинговых программ для родителей.

Методика создания сюжетного коллажа действительно универсальна по целевым возможностям. Вот лишь примерный перечень развивающих задач, которые могут решаться с помощью рассматриваемых приемов, в том числе в сочетании с другими психологическими средствами:

  • развитие моторики;
  • формирование навыков планирования и самоконтроля;
  • развитие способности к предвидению и навыков целеполагания;
  • развитие умения доводить начатое дело до конца;
  • развитие навыков произвольного внимания, сосредоточенности;
  • развитие пространственного и проектного мышления;
  • развитие логического мышления, способности к анализу и синтезу;
  • развитие навыков конструирования;
  • развитие воображения и творческого мышления;
  • развитие поисковых навыков (сбор и систематизация информации);
  • развитие памяти;
  • развитие речи и речевой произвольности;
  • оптимизация самооценки;
  • развитие мотивационной сферы;
  • эстетическое развитие и др.

При продуманном подборе материала для создания коллажа, или серии коллажей, развивающих тот или иной сюжет, данные методы могут эффективно использоваться в немедицинской психотерапии, в комплексных программах диагностики и оптимизации детско-родительских отношений, при работе с детскими страхами и т.д.

Важно, что сюжетным коллажем к свободному творчеству можно мягко привлечь ребенка даже с очень низкой самооценкой. Ведь здесь не требуется каких-то особых художественных навыков. При этом особенное значение имеет подбор материала для первых занятий. Желательно, чтобы тема была интересной для ребенка, а размер и количество элементов соответствовали его практическим навыкам.

Как показывает практика, работая с коллажем, дети гораздо быстрее овладевают навыками вырезания, приобретают четкое понимание необходимости использования черновиков, “набросков”. Перед тем, как приступать к работе с “чистовой” версией рекомендуется попробовать разные варианты расположения заготовок на листе и относительно друг друга. Можно даже, пользуясь клеящим карандашом, слегка приклеить основные детали формируемого сюжета, чтобы была возможность перемещать их, подрисовывать разные варианты дополнительных элементов, менять лист-основу, чтобы в итоге найти самое интересное решение.

То, что дети учатся видеть вариативность возможных решений по использованию имеющегося материала и пространства листа имеет особое значение. Так, например, ребенком самостоятельно был найден вариант использования вырезанного из распечатанной раскраски изображения шубки (см. слайд №3, “Модный магазин”) не только в качестве элемента коллажа, но и в качестве трафарета, обведя который можно получить еще несколько таких же изображений, объединяющихся в сборный элемент (отдел верхней одежды в модном магазине). Таким образом, мышление ребенка привыкает уходить от шаблонности, приобретается установка на поиск оптимального из всех возможных решений, не останавливаясь на первом пришедшем в голову варианте.

Имеется и уникальная возможность научить детей не бояться ошибок, закрепить опыт возможности исправить ситуацию. Так, например, из, казалось бы, непоправимой помарки в работе “Барби на Байкале” (слайд № 4), получилась таинственная пещера (из впечатлений ребенка от недавнего путешествия по берегам озера Байкал). А в работе “В горах Байкала” таким же образом появился большой валун на переднем плане, довольно таки гармонично вписавшийся в общую картину. Сделав ошибку, ребенок учится не отчаиваться, а искать возможные пути превращения проблемы в новую возможность.

Работая над сюжетами вместе с детьми, можно соприкоснуться со всей полнотой их внутреннего мира – впечатлениями, мечтами, радостью, трудностями и опасениями, что переживаются в реальных ситуациях. Не только понять, но при необходимости здесь же в игре мягко поискать решения, из которых впоследствии сложится мозаика жизненной компетентности.

Создание коллажа предоставляет огромный выбор и организационных форм проведения занятий: индивидуальная работа с простым коллажем, индивидуальная работа над сложным коллажем – проектом, занимающая не один день (большинство коллажей в презентации), индивидуальная работа над серией коллажей, объединенных одной темой; групповая работа, когда каждый ребенок создает свой коллаж с групповым обсуждением (при этом набор материалов может быть одинаковым или различаться в зависимости от интересов и возможностей детей), групповая работа по созданию одного большого сюжетного коллажа (например, на листе ватмана, или полосы обоев) и др.

Что касается материала для создания коллажей, то, пожалуй, самым благодатным будет использование сканированных изображений из книжек – раскрашек. Изображения сканируются, а затем распечатываются на принтере через мастер печати фотографий (в формате “отпечатки для бумажника” или 9*13, то есть значительно уменьшенными. При этом отсканированные изображения целесообразно сохранять в электронном виде, чтобы была возможность применить их и для других работ.

Старые газеты, журналы, почтовые и рекламные каталоги, даже картинки, вырезанные из потерявших актуальность лотерейных билетов (см. автомобиль около магазина игрушек, слайд №5) могут найти применение в этом увлекательном виде творчества. Если детям подсказать как вести папку заготовок для коллажей из этого набора, то они приобретут еще и полезные навыки систематизации иллюстративного материала. Гораздо более интересное место жительства, чем кухонный холодильник, могут обрести и фабричные наклейки (см. слайд 1, 4 и 6).

В приложении, на которое я постоянно ссылаюсь, представлено творческое портфолио (ограниченное требованиями к размеру файлов) работ моей самой маленькой ученицы. Другие наши материалы по этой теме можно посмотреть в публикации Пугачевой Эмилии “Удивительный мир Барби” на сайте фестиваля “Портфолио” (сезон 2007-2008 учебного года), в разделах “В помощь учителю” и “Художественное творчество”.




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Особенности формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста
Мини-проект "Дети и куклы". Театрализованная деятельность детей-дошкольников
Необходимость воспитания культуры поведения через общение ребенка с музыкой
Рабочая программа по разделу "Час игры"
Использование регионально-национального компонента в работе с детьми дошкольного возраста
Учимся играя. Использование развивающих игр для развития дошкольников
| использование | использование ресурсов | приемов | прием на работу | художественного | художественные фильмы | творчества | народное творчество | развей | развивающие | психотерапевтической | психотерапевтическая помощь | работе | вакансии работа | дошкольниками | развитие дошкольников | младшими | младшая группа | младшие школьники | детский | детский сад | Страничка психолога | Использование приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками Детский сад
Реклама:

Распечатать Использование приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Использование приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Использование приемов художественного творчества в развивающей и психотерапевтической работе с дошкольниками и младшими школьниками. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78