Детский сад
детсад 50
Рожкова Т.В.
Конспект занятий в детском саду
Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их – координирована. На помощь логопедам, может прийти сказка, все упражнения объединены в небольшие сказки, которые по-прежнему любимы детьми.

По мнению физиолога Е.Н.Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи, особенно на звукопроизношении. Количество детей с нарушениями звукопроизношения растет год от года (число нарушенных звуков от 1 до 15). Вот почему так важно со стороны логопеда обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержание интереса к изученным ранее упражнениям. Для исправления неправильного звукопроизношения различных звуков, необходимо, чтобы каждый орган занимал определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.
Любимым жанром детей остаются все же сказки. Они занимают 1 место у 70% детей среднего и 60% старшего дошкольного возраста. («О детской субкультуре». Н.Иванова из ЧТУ. Дошкольное воспитание. №4 за 2004).
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла. Так пусть они послужат и для чистоты детской речи.
Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребёнку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.
Психокоррекционная направленность сказок учит детей доброте, взаимопомощи, дружбе и доверию.
Предлагаю вашему вниманию сказки, придуманные мною для отработки комплексов упражнений для пассивной артикуляционной гимнастики и для правильного артикуляционного уклада звуков (К-Г-Х; Ш-Ж-Ч-Щ; Л; Р.) Сказки «Храбрый комар», «Прекрасная обжорка», «Светлячок, который боялся темноты», «Трудолюбивая божья коровка», «Пчела-капризуля», «Любознательная стрекоза», «Загадочная бабочка» помогают осваивать ребятам правильное произношение.
Сказки понравились детям и дали положительный результат в отработки артикуляционных упражнений при усвоении звуков. Сказки с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит, 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Полезно, чтобы дети повторили сказку на вечерних занятиях с воспитателем. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи. Описание упражнений в Приложении.

ХРАБРЫЙ КОМАР

Сказка для пассивной артикуляционной гимнастики.

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок (упр.« Хоботок») вот так. А потом он весело улыбался себе (двумя пальцами фиксируем губы) и всем насекомым, которые жили рядом с ним (четырьмя пальцами фиксируем). Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он (поднимание верхней губу с обнажением верхней десны, зафиксировать 2-мя пальцами) сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком. Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот (Опускание нижней губы с обнажением десен, зафиксировать 2-мя пальцами). Лягушка тут же ускакала с этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя (поднимание кончика языка, упр. «Змейка»). А комар в ответ помахивал им своим чистым хоботком (подтягивание языка вперед). С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

ПРЕКРАСНАЯ ОБЖОРКА

Сказка к комплексу упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков К-Г-Х.

Гусеничка все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А, наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот (упражнение «Хоботок») слон. Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась (упр. «Улыбочка») слону в ответ. И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
– Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце. – Сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид.
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый, когда вернется слон (упр. «Лопаточка – иголочка»). Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела,...Но вскоре она опять взглянула в зеркало, принялась чистить зубки, ожидая слона (упр. «Чистим нижние зубки» и «Посчитаем нижние зубки»). Затем Обжорка немножко посердилась (упр. «Киска сердится») и свернулась катушечкой (упр. «Катушка»), и сладко уснула.
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз, как на качелях (упр. «Качели»). В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он нежно и тихо двигался, чтобы не спугнуть такую красоту.

ТРУДОЛЮБИВАЯ БОЖЬЯ КОРОВКА

Сказка к комплексу упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе, стали над ней посмеиваться.
– Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек. – Говорили они.
– Да ты просто красный жук. – Вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут
солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила
солнышку личико и они стали улыбаться друг другу (упр. «Улыбочка»).
– Чтобы у тебя появились пятнышки нужно очень долго трудиться. Ты не
бойся трудностей. – Сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его (упр. «Непослушный язычок»). И он стал ровным как лопаточка (упр. «Лопатка»). Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась, сложила свой язычок чашечкой (упр. «Чашечка») и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом (упр. «Бублик») и снова за работу. На картинках она увидела лошадку (упр. «Лошадка»), весёлого маляра (упр. «Маляр»), грибок (упр. «Грибок») и даже гармошку (упр. «Гармошка»).Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки. – Божья коровка, пора ложиться спать. – Обратилась к ней солнышко. – Хорошо солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку. – Весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем (упр. «Вкусное варенье») и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок (упр. «Грибок»). А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашюте (упр. «Парашютик»). Божья коровка первая попросила одуванчика прокатиться и тут все увидели, что нее появились... Они были кругленькими и блестящими, и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

ЗАГАДОЧННАЯ БАБОЧКА

Сказка к начальному комплексу артикуляционной гимнастики при стёртой дизартрии.

Эту красивую бабочку называли все Загадкой. Знаете, почему ее так прозвали? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал. Открывая при этом свой клюв (упр. «Птенчик»). А бабочка ему говорит: Явился в желтой шубке: – Прощайте, две скорлупки!Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что про меня?» А бабочка все свое:

Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка
Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка (упр. «Улыбочка») во весь клюв: – А еще знаешь, про что-нибудь большое? И тут бабочка не растерялась: У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост, Спереди у зверя – хвост большой. Ну, конечно, это он! Ну, конечно, это ... – Слон! – закричал весело птенчик (упр.«Хоботок»).

– Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты, так громко плакал? – Спросила бабочка. – Я остался один, потому и плакал. Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. Вот сразу появилась у бабочки новая загадка:

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.

– Это про мою лопатку (упр. «Лопатка»). Я отгадал. А еще знаешь? – Спросил птенчик.Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные ... (шары).

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но все равно сдувался (упр. «Толстячок – худышка»). Они даже пошлепали свои язычки (упр. «Непослушный язычок»), но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался (упр. "Расческа"). Затем друзья покачались на качелях (упр. «Качели»). И не заметили, как время прошло.

А что всегда идет,
А с места не сходит?

И снова отгадал птенчик бабочкину загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Я так же использую сказки уже полюбившихся детям писателей С.П.Кремневой, А.И.Константиновой и А.Г.Назаровой, Валентина Гурова и др. Сказки адаптирую в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но вот герои подобраны в соответствии с названиями упражнений артикуляционной гимнастике.

НЕВОСПИТАННЫЙ МЫШОНОК

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверьми в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упр. «Почистим зубки»), причесался (упр. «Расческа»). Видит, зайчик на качелях (упр. «Расческа») катается. Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!» Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упр. «Язык-силач»). И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона блинчик (упр. «Лопатка») во рту держит. Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» – Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым. А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упр. «Горка»). Едва в воду не упал. Хорошо заборчик (упр. «Заборчик») его задержал, который лягушата построили. Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними. Но мышонку некогда играть – еще не всем доброе утро пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. »Доброе утро!»– кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, – отвечает летучая мышь, добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик (упр «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

КТО ПОМОЖЕТ ВОРОБЬЮ

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него (упр «Птенчики»). Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да высоко на дереве было, а дерево на горке (упр. «Горка»). Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка (упр «Змейка»).
– Помоги мне, – просит воробышек, – я из гнезда упал. – Я бы рада тебе помочь, – отвечала змейка, – но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке найдешь там помощь. – И уползла. Ещё пуще плачет воробышек, но пошел, куда указала змея. Катит катушку ему навстречу лягушонок (упр. «Катушка»). Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка (упр. «Лошадка») подставила копыто, чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат – стучит дятел (упр. «Барабан»). Позвали его, совета попросит. Дятел подумал и сказал:
– Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам, и видит, ребята в машинки (упр. «Машинки») играют, попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышку в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.

ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее cтал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверюшкам лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату (упр. «Лопатка») и пошел на полянку. Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он шипит рядом кто-то: – Эй, заяц, ты чего тут делаешь? – Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, – Отвечает заяц. Змея (упр. «Змейка») сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела все и похвалила зайца. Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок (упр. « Грибок») засушенный нашла. «Вот молодец», – удивилась белка и тут же совет дала: – Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было, – а сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала. Только белка ушла – медведь идет, да банку с вареньем (упр. «Вкусное варенье») несет. Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
– Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел, косолапый. Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень (песенки – а, о, у, и, ы, э) А перед самим вечером смотрит – волк идет чашечку несет. – Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка (упр. «Чашечка»). Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком (упр. «Ковшик») черпать. Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку (упр. «Лошадка») приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам. Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела (ш-ш-ш), потому что не любит капусту.

СКАЗКА О КЛЯКСЕ

Жила-была Клякса в темном дупле и очень не любила показываться людям (вышел язычок на крылечко). Почему? Да потому, что при её появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная клякса!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!
Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила ей свою шляпку (упр. «Маляр»). Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!» (вышел язычок на крылечко).
Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку (упр. «Маляр»). Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым (упр. «Спрячь конфетку», «Почистим зубки»).И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет (упр. «Маляр»). Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая Клякса! Как блин!» (упр. «Лопатка»).
В это время (упр. «Часики») пролетала Сова – мудрая голова. Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова, – Вы, случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях (упр. «Качели»).




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Презентация старшей группы "Ягодка"
Проект "С нами чудо из чудес — Благовещение с небес!"
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему "Звук Ш"
Логопедическое панно-игра "Понарошкино окошко" в работе логопеда с детьми дошкольного возраста
Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе "Составление рассказа по картине"
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
| сказочные | сказочный герой | истории | классы история | для | детей | дитя | которые | хотят | хочу бывшего | научиться | как научиться рисовать | правильный | правильно | произносить | произнести слово | звуки | скачать звуки | детский | детский сад | Страничка логопеда | Сказочные истории для детей которые хотят научиться правильно произносить звуки Детский сад
Реклама:

Распечатать Сказочные истории для детей, которые хотят научиться правильно произносить звуки. Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Сказочные истории для детей, которые хотят научиться правильно произносить звуки. Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Сказочные истории для детей, которые хотят научиться правильно произносить звуки. Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78