Детский сад
детсад 50
Лузан С.В.
Конспект занятий в детском саду
Цель программы: логопедическая поддержка в подготовке дошкольников и родителей к школе, диагностика речевого развития детей, индивидуальное консультирование родителей.

Приближается время поступления ребёнка в школу… Многих родителей волнуют вопросы: готов ли мой малыш к школьному обучению? Будет ли он успешен в школе? Как ему помочь подготовиться к учёбе?

Реализуемые дошкольными образовательными учреждениями программы обеспечивают достаточно высокий уровень развития ребёнка-дошкольника. Учитель-логопед дошкольного образовательного учреждения во взаимодействии с воспитателем и родителями может оказать квалифицированную помощь в обучении детей специальным знаниям, умениям и навыкам, которые помогут ему в дальнейшем успешно осваивать грамоту в начальной школе. Большое значение для будущей успешной адаптации маленького ученика имеют циклы подготовительных занятий, проводимых в стенах школы. “Приходя в школу, ребёнок должен реально представлять себе всю совокупность условий и требований, с которыми ему придётся столкнуться. При этом он не должен этого бояться. Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка был сформирован положительный настрой к учёбе, желание учиться, уверенность в том, что у него всё получится.”{5}

Идея детско-родительского проекта подготовки детей к школьному обучению появилась у нас при обсуждении содержания подготовительных занятий для дошкольников – будущих первоклассников, которые проводились в школе в апреле-мае прошлого года. Проект получил название “Знайка”. Создание и осуществление детско-родительских проектов в логопедической деятельности представляется наиболее продуктивной формой достижения целей развития и коррекции речи детей, отвечающей требованиям современных подходов к образованию. При работе над детско-родительским проектом “Знайка” были учтены следующие моменты: пожелания родителей, результаты психологической и логопедической диагностики готовности детей к школьному обучению, содержание программ подготовки дошкольников к школе, разработанное учителями начальных классов, музыки и физической культуры.

Учителем-логопедом совместно со специалистами школы была разработана программа для будущих первоклассников и их родителей. Цель программы – оказание логопедической поддержки в подготовке дошкольников и их родителей к школе. Работа в рамках проекта “Знайка” была направлена на решение следующих задач: подготовка детей к школьному обучению, консультационная и практическая помощь родителям в развитии различных сторон речи детей и их готовности к освоению грамоты, организация диагностики речевого развития детей, индивидуальное консультирование родителей по поводу проблем речевого развития детей. Были определены наиболее важные, на наш взгляд, основные направления развития детей: развитие фонетической стороны их речи, развитие фонематического восприятия, обогащение словарного запаса и запаса знаний, формирование грамматического строя речи детей-дошкольников, развитие связной речи, развитие пространственного восприятия и графических навыков, общей и мелкой моторики, речевого дыхания. Основной формой занятий с детьми стали проводимые учителем-логопедом совместно с будущими учителями первоклассников (в том числе учителем музыки и физической культуры), различные двигательные и игровые дидактические упражнения. Это были логоритмические физкультминутки, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, дыхательные упражнения, скороговорки на определённые речевые звуки, дидактические подвижные игры на развитие определённых речевых навыков. То есть, по своему содержанию представленная программа подготовки к школе была по преимуществу игровой.

Логопедические и дидактические игры – наиболее приемлемый вариант перехода детей-шестилеток от игровой деятельности к учебной. “Переходной формой от игры к учёбе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет “размыть” грань между игрой и учёбой, сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой и болезненной для ребёнка.” {2} Для детей во время занятий проводились логоритмические упражнения для развития общей и мелкой моторики. Такие упражнения совершенствовали речь, активизировали интеллектуальные процессы у детей (мышление, внимание, восприятие, память), оказывали благотворное влияние на общее физическое состояние организма, улучшали психо-эмоциональное состояние дошкольников.{1} Особый интерес детей вызывали логоритмические упражнения вида “Расскажи стихи руками”. Такие физкультминутки “включают как общеукрепляющие упражнения, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения, направленные на развитие мелкой артикуляционной и пальчиковой моторики. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек, соответствующих лексической теме занятия.” {3}

При разработке логопедической программы подготовки детей-шестилеток к школьному обучению мы старались сформировать целостную систему развивающих игр и упражнений, направленных на развитие определённых сторон речи детей, формирование у них школьно-значимых умений и навыков.

Для родителей еженедельно проводились специальные занятия, включавшие в себя тематические консультации о развитии различных сторон речи детей, и тренинги. В рамках тренингов родители обучались пальчиковой и дыхательной гимнастике, логоритмическим упражнениям. Логопед прорабатывал с ними комплексы игр и специальных упражнений, направленных на развитие определённых сторон речи, школьно-значимых умений и навыков. Информация о содержании занятий была опубликована на школьном сайте. Таким образом, создавались все условия для того, чтобы родители смогли дома продолжить и закрепить знания и умения, полученные ребёнком на подготовительных занятиях. На индивидуальных консультациях родители получали необходимые разъяснения по поводу конкретных речевых проблем детей. По желанию родителей проводилась логопедическая диагностика будущих учеников, давались письменные рекомендации по подготовке обследованных детей к школе.

Несомненным плюсом детско-родительского проекта подготовки к школьному обучению “Знайка” было также то, что в ходе его подготовки и проведения выстраивалась система взаимодействия между специалистами школы, родителями и детьми. Учителя, родители и дети активно знакомились, общались друг с другом. Благодаря этому общению формировался положительный, творческий эмоциональный фон.

Программа занятий с родителями размещена в приложении к статье. Далее приводится текст одной из консультаций для родителей.

I. Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у дошкольников.

Беседа с родителями.

Словарный запас ребёнка-дошкольника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 5-6-летнем возрасте слово у детей приобретает функцию обобщения и начинает выступать в качестве средства формирования понятий. Значение слова развивается от конкретного к абстрактному, обобщённому. В своём активном словаре ребёнок использует те слова, обобщённое значение которых он знает и может объяснить. Исследователи детской речи М.М.Кольцова и Л.П. Федоренко выделяют четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста словесных раздражителей. Они отмечают, что каждая последующая степень обобщения словом характеризуется всё большим и большим удалением от чувственных образов, т.е. всё более высоким уровнем абстрагирования. Дети-дошкольники овладевают третьей степенью обобщения – усваивают слова, обозначающие родовые понятия, включающие обобщённые названия предметов, действий, признаков (животные, растения, одежда, мебель и т.д.)

Активный словарь дошкольника очень точно отражает тот запас знаний об окружающем мире, которым овладел ребёнок к моменту поступления в школу. И чем богаче этот запас, тем успешнее пойдёт обучение, тем интереснее и понятнее будет изучаемый в школе материал. К моменту поступления в школу условие овладения третьей степенью обобщения словом является особенно важным потому, что уже при обучении в первом классе дети начинают усваивать понятия ещё более абстрактные, относящиеся к более высокой, четвёртой степени обобщения. Это, например, такие понятия, как число, слово, предложение и т.д. К сожалению, ежегодно в процессе обучения выявляются дети, испытывающие значительные трудности при усвоении этих понятий. Причинами их недостаточной интеллектуальной готовности к школьному обучению являются как наследственные факторы, так и недостаточное внимание к подготовке и развитию детей в семье.

Диагностика словарного запаса дошкольника включает следующие позиции:

  • знание основных сведений о себе: семья, как зовут членов семьи; свой день рождения и возраст; домашний адрес;
  • сформированность временных представлений (время года, месяц, число, день недели, время суток);
  • название цветов и цветовых оттенков (цвета радуги);
  • запас слов-предметов (названий отдельных предметов и обобщённых названий групп предметов; профессий, детёнышей животных и т.д.);
  • запас слов-действий предметов;
  • запас слов-признаков (относительные, качественные, притяжательные прилагательные);
  • запас наречий;
  • использование местоимений;
  • умение использовать предлоги.

Для развития словарного запаса и запаса знаний детей-дошкольников необходимо постоянное внимание и участие родителей. Именно речь родителей является для ребёнка образцом для подражания, и именно родители являются для него источником знаний об окружающем мире. Сегодня нет проблем с источниками получения ребёнком самых разнообразных знаний, ярких впечатлений о животных, растениях, явлениях природы, жизни людей других стран, технических и научных новинках… Важно только общаться на эти темы со своими детьми, отвечать на их вопросы. Читать им книжки…

II. Игротренинг.

Сегодня я, как обычно, расскажу вам об играх, которые помогут выяснить, насколько развит словарный запас вашего ребёнка, и расширить его.

  • Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых? Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, навыки свободной речи, понятийные связи и сообразительность. Называем ребёнку слово и просим описать его разными словами, например: котёнок “хорошенький, игривый, пушистый, ласковый, серый, любимый”; яблоко “круглое, красное, сочное, сладкое, душистое”. Одинаковые слова – это синонимы. К слову маленький можно подобрать синонимы “крохотный, крошечный, малюсенький, лилипутский”. Необходимо подсчитывать количество слов, стремясь назвать как можно больше. Можно устроить соревнование с ребёнком на наибольшее количество слов-признаков и придумать награду победителю. Значение незнакомых слов необходимо объяснять. {6}
  • Хамелеон. Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, развивать умение ориентироваться в цветах, логически мыслить, быстро реагировать. Игра проводится как соревнование, отвечать нужно быстро. Если ответ неверный, право задавать вопросы переходит к другому игроку. Вначале объясняем ребёнку, что хамелеон – это ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от того, на какой поверхности, она находится. Какого цвета будет хамелеон, если его поместить на траву, на камни, на шахматную доску, на холодильник, на ковёр? Каждый ответ должен затем обосновыватся игроком. Игра проводится с мячом. {6}
  • Найдите лишнее слово. Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать. Ребёнку предлагаются четыре слова: три из одной тематической группы, а четвёртое из другой. Он должен назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. При этом важно, чтобы он правильно назвал обобщённое понятие обеих тематических групп и заменил лишнее слово подходящим к данной группе слов. Примерные группы слов: яблоко, помидор, капуста, горох; печенье, кефир, хлеб, сухари; ложка, кастрюля, диван, сковорода. Вместо яблока можно назвать картофель, вместо кефира сушки, а вместо дивана блюдце. Игра проводится с мячом. {6}
  • На развитие гибкости ума. Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать кругозор и логическое мышление. Называете какое-либо общее понятие (овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, одежда и т.д.) и просите ребёнка назвать все предметы из этой группы, которые ему известны. Можете дополнять группу новыми предметами, демонстрируя их ребёнку и объясняя значение новых слов. Меняетесь ролями, ребёнок даёт вам понятие, а вы старательно выполняете его задание. В этом случае неизвестные ребёнку слова обязательно объясняются. Игра проводится с мячом. {6}
  • Родственники. Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, временных представлений, развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать. Задаёте ребёнку вопрос следующего содержания: Никита – сын Андрея. Кем доводится Андрей Никите? Если ребёнок затрудняется с ответом, приводите аналогичный пример вашей семьи. Рассматриваете примеры семей ваших родственников и знакомых. После этого ребёнку не составит труда научиться разбираться в родственных связях. Можно дополнить игру разбором понятий “старше-младше”. Игра проводится с мячом.
  • Говори наоборот. Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, антонимов. Развивать кругозор, умение сравнивать, сообразительность. Произносите фразу: “Эта тропа широкая, а эта тропинка …” Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением. Дальше можно продолжить: гора высокая, а горочка низкая, дорога прямая, а дорожка извилистая, дерево старое, а деревце молодое и т.д. Меняетесь с ребёнком ролями. Игра проводится с мячом. {6}
  • Угадай животное (Зоопарк). Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, признаков. Развитие кругозора, связной речи, образного мышления. Перед началом игры договариваетесь, из какой группы будете описывать животных: домашних, лесных зверей, животных жарких стран. По очереди описываете внешний вид и повадки животного. При описании незнакомого животного помогаете ребёнку и показываете картинку с изображением.
  • Кто летает (прыгает, бегает, ползает). Цель игры: обогащение словаря слов-действий, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Играете по очереди с ребёнком, перечисляя ряд живых существ. Если названо существо, умеющее летать, ребёнок (вы) хлопает в ладоши. В случае ошибки (с вашей стороны намеренной) живых существ называет ребёнок. Примерный ряд: медведь, курица, собака, карась, ворона, рысь, воробей, кошка, страус, синица…
  • Что растёт в лесу? (В саду? На огороде? В поле?) Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, представления об окружающем мире, развивать сообразительность, логическое мышление. Игра проводится, как и предыдущая, только называется ряд растений. Например: сосна, клубника, шиповник, берёза, костяника, осина, помидоры, маслята и т.д. Если прозвучало название нужного растения, хлопаем в ладоши. В случае ошибки ведущий меняется.
  • Детёныши животных. Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Взрослый называет животное или птицу, а ребёнок – их детёнышей. Например: как называется детёныш коровы, козы, овцы, лошади, верблюдицы, скворчихи, рыси, львицы, воробьихи и т.д. Игра проводится с мячом.
  • Кто – что. Цель игры: развитие грамматической стороны речи, пополнение словарного запаса, развитие сообразительности и логического мышления. Взрослый кидает ребёнку мячик и задаёт вопросы “кто?” или “что?”. Ребёнок должен придумать в ответ название живого либо неживого предмета. Затем происходит смена ролей. Называя незнакомые ребёнку слова, взрослый обязательно объясняет их значение.

III. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Упражнения для пальчиков (Звуки Л, ЛЬ): “Дружба”, “В гости к пальчику большому”, “Апельсин”{5}.

Логоритмические упражнения вида “Расскажи стихи руками”: “Лошадка”, “Белка”, “Столовая”. {3}.

Список литературы.

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М. ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
  2. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2004. – 128 с. – (Мастерская учителя).
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. – (Логопед в ДОУ).
  4. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.– СПб.: КАРО, 2006. – 64 с.
  5. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. (Серия “Игровые технологии”).
  6. Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей/ Т.Б. Анисимова, Т.В. Плотникова – Ростов н/Д: Феникс,2005 – 314 с. – (Мир вашего ребёнка).

Презентация




Ещё конспекты занятий в детском саду:
Развитие дыхания детей с нарушениями речи на занятиях изобразительной деятельностью
"Праздник правильной речи " в подготовительной группе ДОУ
Конспект физкультурного досуга для детей с общим недоразвитием речи 5–6 лет по мотивам детских сказок "Волк и семеро козлят"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (для старшей логопедической группы)
Конспект подгруппового логопедического занятия "Строим дом для поросят" для детей подготовительной группы детского сада
Конспект логопедического тренинга "Чтобы красиво говорить, надо со звуком [р] дружить"
| программа | скачать программы | подготовки | подготовка к егэ | школьному | школьная форма | обучению | программа обучения | знайка | магазин знайка | детский | детский сад | Страничка логопеда | Программа подготовки к школьному обучению Знайка Детский сад
Реклама:

Распечатать Программа подготовки к школьному обучению "Знайка". Детский сад 50. Конспект занятия
Поделится ссылкой Программа подготовки к школьному обучению "Знайка". Детский сад 50. Конспект занятия с друзьями в:

Советуем посмотреть:
Детский Сад 50
*
Разделы сайта детского сада: Все статьи
 
Сообщить о ошибке

В продолжении темы:
Обсуждение статьи Программа подготовки к школьному обучению "Знайка". Детский сад 50. Конспект занятия
 Информация:     Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Панель управления

Войти
  • Регистрация

  • Погода в Люберцах:

    Детский сад на карте:
    Детский сад 50

    Партнеры

    ид "Первое сентября"

    Copyright © 50ds.ru
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог»
    Московская область город Люберцы улица 3-я Красногорская дом 35, Контактный телефон: 503-52-78